28.01.2022
28.01.2022
Роль семьи в воспитании детей с расстройствами аутистического спектра.
Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра должна проводиться комплексно группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, психологов, логопедов, педагогов-воспитателей и других специалистов. Однако обеспечить максимальную реализацию потенциальных возможностей ребенка невозможно без активного включения в коррекционно - реабилитационный процесс родителей (законных представителей) и других близких для ребенка людей.
А. С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка: Роль семьи в воспитании детей с расстройствами аутистического спектра.
Ø Адекватность - наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на этой основе.
ØДинамичность и гибкость - способность изменять методы, приемы, формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям.
ØПрогностичность - направленность воспитательных усилий на будущее, адекватная оценка соответствия возможностей ребенка тем требованиям, которые поставит перед ним новая ступень образования и вся его дальнейшая жизнь.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования поддержка родителей (законных представителей) и вовлечение семей в непосредственно в образовательную деятельность рассматривается как одно из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы дошкольного образования. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья должны активно реализовывать свои права, гарантированные им существующим законодательством.
Именно родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. В соответствии с законом об образовании на родителей (законных представителей) возложена обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. От родителей (законных представителей) требуется не только обеспечить уход, организацию жизни, своевременного оказания лечебной помощи, оформление ребенка в специализированную группу и выполнение рекомендаций педагогических работников. Члены семьи ребенка должны быть знакомы с существующими на сегодняшний день методологическими подходами к воспитанию и обучению детей с расстройствами аутистического спектра, чтобы выбрать именно тот подход, который, по их мнению, будет для их семьи наиболее приемлемым. Закон об образовании предоставляет родителям (законным представителям) детей право знакомиться с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
Родители (законные представители) должны активно овладевать приемами коррекционной работы, применять их, организуя занятия с ребенком дома, принимать участие в оценке эффективности применения тех или иных методик и приемов коррекционной работы. Родители (законные представители) должны знать, что являются полноправными партнерами педагогических работников при оценке особенностей индивидуального развития их детей, определении индивидуальной траектории их развития, выборе приоритетных направлений коррекционной работы на каждом её этапе.
Закон об образовании предоставляет родителям (законным представителям) детей право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований.
Родители (законные представители) детей имеют право присутствовать при обследовании детей специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Для реализации этого права родители должны достаточно четко ориентироваться в вопросах организации обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и сходных нарушений в системе образования.
Родители (законные представители) фактически должны стать общественными экспертами, оценивающими качество предоставления образовательных услуг и специальных условий, создаваемых для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Позицией семьи, активностью всех её членов и компетентностью в вопросах обучения и воспитания определяется социальная ситуация развития ребенка, возможности его дальнейшей социальной адаптации.