Методы и приемы совместной деятельности тьютора с воспитанниками с ОВЗ
10.01.2025
Методы
и приемы совместной деятельности тьютора с воспитанниками с ОВЗ Игровые методы, применение игровых
ситуаций - обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые,
невнимательные, поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну
убрали, сколько стало и т.п. Если 10 привычной и желанной формой деятельности для
ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации
деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности
обучающихся для достижения образовательных целей. Метод
стимулирования общения и взаимодействия с другими
детьми - игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести
ребенка с коридора или спальни (уходят, уединяются, когда устают). Например,
когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома
моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно; Методы
расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы
релаксации и массажа - позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в
области лица - артикуляционные упражнения - «улыбка, часики, гримасы и в
области кистей рук - пальчиковая гимнастика, массажные мячи. Дидактические
игры
- игры на развитие познавательной деятельности - сначала этот ребенок может
другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это,
настольные игры, пазлы, конструирование. В процессе любого вида деятельности
необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более
тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем
давать больше самостоятельности в выполнении различных действий. Для
активизации деятельности воспитанников с тьютором используются следующие
активные приёмы обучения: -
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то
определенным символом - идем в туалет - картинка с туалетом, моем руки -
картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен плюс, с
другой - минус). Можно использовать карточки для того, чтобы ребенок с ОВЗ
понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности
на другую или переход из-за столов на коврик.
-
Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на
занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы. -
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия,
для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного
запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с ОВЗ
воспринимать не может, ему нужен наглядный материал. -
Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где- то более
строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.. - Активные приемы рефлексии - самоанализ
деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Кати
сегодня хорошо получилось то, то. и использовать похвалу или поощрение
(жетончики); -
Приемы релаксации - элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать
или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности; -
Привлечения других детей - выбираем ответственного смотреть за ребенком с ОВЗ
после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни, если долго
находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно выходить. Методы
и приемы, способствующие достижению выбранных задач при реализации АОП: -
Создание ситуаций -
Индивидуальное научение -
Работа по показу, образцу -
Работа совместно со взрослым -
Обучение в паре со здоровым ребенком -
Научение через «рутины» - ежедневно повторяющиеся действия -
Обучение в паре с ребенком с таким же нарушением -
Обучение в паре с родителями -
Обучение через создание препятствий («не слышу, когда кричишь») -
Научение через ресоциализацию -
устранение ранее сложившихся моделей поведения и одновременное приобретение
новых (игнорирование и положительное подкрепление) -
Работа по схемам -
Выделение/создание образцов для
подражания (др. дети) -
Материальное подкрепление («конфетка») -
Научение средой (др. дети одобряют/не
одобряют поведение) - Обучение художественным словом -
«Заразительность» - как другие: похвала или порицание действий др. детей -
Использование родительского авторитета
(как «+», так и «-») -
«Попустительство» - возможность ребенку самому решать, выбирать следующее
действия и ощущать их последствия -
Порицание путем нежелательной для ребенка деятельности («Не занимался, теперь
все отдыхают, а ты доделываешь».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2025
Дата обновления: 10.01.2025
Дата публикации: 10.01.2025