Сенсорно-динамический комплекс

15.04.2025

Опыт работы по сенсо-моторной интеграции 

посредством использования сенсорно-динамической комнаты 

«Дом Совы» 


ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном возрасте физическое, познавательное и эмоциональное развитие детей идет в единстве, подкрепляя и усиливая друг друга. Для эффективного воздействия в этом направлении необходима комплексная сбалансированная и индивидуально ориентированная программа.

Физическое развитие – это развитие баланса, гибкости, согласованности движений разных частей тела (координации), мелкой моторики кистей рук. По мере увеличения физических упражнений тело становится способно включать в работу большее количество двигательных единиц. Это объясняется тем, что головной мозг и нервная система создают и улучшают связи с мышечными волокнами, которые часто используются. Мышцы, которые вы используете не так часто, не иннервируются в должной степени и не управляются с необходимой точностью.

Эмоциональное развитие – умение распознавать эмоции у себя и у других, расширение диапазона эмоций. Эмоция в переводе с греческого – это волнение, то есть, тоже движение, только внутреннее, сначала невидимое никому. Лишь спустя время – а это могут быть секунды, минуты, часы, годы – внутренние эмоции берут власть над мыслями и движениями тела, управляют и своевольничают. Если долго копить, не стараться понимать себя, не выражать свои чувства, то наступает время болезней, которые называю психосоматическими. В физическом движении проявляются самые разнообразные чувства: восторг, злость, отчаяние, удивление и прочее.

Эмоции энергетически мобилизуют организм. Например, радость приводит к усилению иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, увеличивается приток крови к коже, кожа становится теплее, ускоренное кровообращение делает легче питание тканей и улучшает физиологические процессы. Радость омолаживает, поскольку происходит оптимизация условий питания всех тканей тела. С другой стороны, физиологическое проявление печали характеризуется парализующим влиянием на мышцы. Движения становятся медленными и слабыми, сосуды сужаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения делают человека старее, они изменяют кожу, волосы, ногти, зубы. 

Познавательное развитие – это повышение активности мыслительной деятельности дошкольников посредством развития интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления. 

Основой умственного развития является сенсорное обогащение, которое направлено прежде всего на развитие процессов ощущения и восприятия. Уровень развития ощущения и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.

Привести эти три процесса – телесный, эмоциональный и когнитивный -  в единство – и есть цель работы психолога детьми в «Доме Совы». 


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» - это высококачественный профессиональный комплекс для занятий с детьми по принципам сенсорной интеграции. В «Доме Совы» оказывается эффективная помощь особенным детям.

Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию физической силы, телесной пластики, ловкости, баланса и координации. 

Развитие получает как тело, так и мозг. Активные и разноплановые упражнения в «Доме Совы» заставляют сердце чаще биться, следовательно, улучшается кровоснабжение мозга, и он начинает работать лучше. 

Пространство «Дом Совы» организованно таким образом, что на занятиях улучшается способность ребенка контролировать свои движения. Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого полушария. 

В ходе работы с ребенком создаются новые ситуации, благодаря которым он учится новым способам быстро принимать самостоятельные решения. В процессе значительно улучшаются все когнитивные процессы и как следствие академическая успеваемость.

Особенности сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы»:

1.Антигравитационные упражнения.

Все приспособления-снаряды подвешены в воздухе. Это во много раз повышает эффективность занятий и процедур. Проведение занятий с ребенком, основанных на принципах теории сенсорной интеграции, предполагает включение сенсорных ощущений в контекст осмысленных, самостоятельных, адаптивных форм взаимодействия. Акцент делается на интеграции вестибулярных, проприоцептивных и тактильных ощущений.

2.Регулировка уровня нагрузки.

Меняя способы подвешивания (неподвижно закрепленный снаряд-снаряд, раскачивающийся горизонтально-закручивающийся вокруг вертикальной оси-пружинящий вверх-вниз), можно регулировать нагрузку. Это позволяет привести уровень сложности упражнения на снаряде к потребностям конкретного ребенка или группы детей. По мере роста возможностей детей уровень сложности увеличивается.

3.Чередование игры и заданий.

Педагогу открывается простор для творчества в зависимости от поставленных им целей. Очень важно то, что ребенок активен во время таких занятий, так как сенсомоторная интеграция формируется только во время намеренных движений. Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком вокруг игр, которые выбрал сам ребенок. Такое частично структурированное взаимодействие со взрослым, предполагающее чередование спонтанных движений и движений, выполняемых по заданию взрослого, очень важно для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.

В «Доме Совы» работа психолога направлена на то, чтобы научить детей задействовать мышцы, которые не участвуют в выполнении обычных движений. Укрепление этих мышц влияет на общее физическое состояние человека, а главное – расширяются и укрепляются нейромышечные связи (связи между мозгом и мышцами, которая осуществляется за счет нервной системы, благодаря которой и проходят эти сигналы). Усиливается нейромышечная активация, то есть, нервная система посылает сигналы от мозга системе мышечной, чтобы запустить ее работу. 

Цель программы

Комплексное воздействие на умственное, физическое, эмоциональное и коммуникативное развитие детей. 

Задачи программы

1.Провести курс занятий по методу сенсорной интеграции с использованием оборудования «Дома Совы». 

2.Снизить уровень нарушений двигательной системы (нарушения проприоцепции, баланса и координации)

3.Развить навыки общения

4.Развить способность к имитации как к основе обучаемости

5.Снизить уровень тревожности и агрессивности

Форма организации занятий

Парная и индивидуальная

Структура  занятий

Приветствие, работа с визуальным расписанием, комплексное физическо-эмоционально-познавательное развитие, ритуал завершения.

Методические средства: 

- упражнения на проприоцепцию, баланс, координацию

- психогимнастические игры

- релаксационные упражнения

- коммуникативные упражнения

- музыкально-ритмические практики на подвесных тренажерах

Материалы и оборудование:

- Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» базовой комплектации.

- Музыкальный центр

- Наборы музыкальных композиций в соответствии с коррекционно-развивающими задачами 

Особенности курса по сенсорной интеграции в «Доме Совы»

Сенсорная интеграция – это метод минимизации нарушений обработки сенсорной информации (дисфункция сенсорной интеграции). Разработан Дж. Айрес. В ходе работы организуется стимуляция работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Сенсорная интеграция в «Доме Совы» направлена на формирование и исправление регистрации мозгом сенсорного сигнала должным образом; на корректировку развития тех областей мозга, которые отвечают за возбуждение к действиям и за мотивацию.

Основная особенность детей с нарушением сенсорной интеграции - сложность концентрации внимания, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны.

Цель сенсорной интеграции: снижение (или стимулирование) с помощью приспособлений «Дома Совы» чувствительности ребенка и оказание ему помощи в правильной обработке информации и минимизировании дисфункций.

Для достижения цели программы коррекционно-развивающая деятельность обязательно включает в себя постоянное пересечение игровых маршрутов, а именно:Хочу такой сайт

- зрительный контакт с ребенком

- взаимодействие при необходимости 

- взаимопомощь в случае парной работы ребенок-ребенок и ребенок-взрослый

- совместное выполнение упражнений двух детей или ребенка и взрослого

- совместный отдых детей с целью релаксации, осознания границ своего тела и развития воображения

- эмоциональное подкрепление в случае успешного прохождения практик и оказание взаимопомощи, а также поддержка в случае затруднений. 

Работа специалиста в «Доме Совы» стоится по принципу «От эффективного восприятия к продуктивному обучению» (см. Приложение1).

Тематическое планирование занятий в «Доме Совы»

№п/п

Тема занятия

Цель занятия

1

Вводное занятие

Диагностика актуального состояния психомоторного развития.

2

Баланс и координация

Развитие баланса и координация на отдельных тренажерах

3

Проприоцепция

Диагностика и укрепление ощущения границ тела

4

Сила и гибкость

Развитие силы и гибкости на отдельных тренажерах

5

Коммуникация

Освоение приемов коммуникации с детьми и взрослыми

6

Ловкость 

Развитие ловкости в разных скоростных режимах на отдельных тренажерах

7

Внимание и память

Развитие внимания и памяти на отдельных тренажерах

8

Развитие слуха

Развитие слухового восприятия с применением музыкальных инструментов в различных режимах активности

9

Речь (вокализации) и понимание инструкций

Развитие вокализаций и речи на отдельных тренажерах

1

Коммуникация 

Закрепление использования приемов коммуникации с детьми и взрослыми

1

Завершение

Повторная диагностика актуального состояния психомоторного развития


ВЫВОДЫ

Программа по сенсомоторной интеграции в сенсорно-динамическом зале «Дом Совы» в настоящее время находится в стадии активной разработки и совершенствования. Однако, уже полученные результаты и наблюдения за ходом процесса развития детей позволяют сделать промежуточные выводы:

1. Тренажеры и приспособления в «Доме Совы» выполнены в виде базовых геометрических форм, поэтому ходе выполнения практик у ребенка формируется связь между формой, объемом, действием и словом (между объектом и свойством).

3. Использование снарядов дает ребенку большой проприоцептивный опыт, так как поверхность снарядов ограничена (например, Бочка Совы). Ребенку приходится соотносить их с размерами своего тела, тем самым происходит построение схемы тела.

4. Подвешенное положение снарядов создает неустойчивость, что стимулирует работу мозжечка. Он – главный информационный центр, куда стекается вся сенсорная информация, в том числе и от двигательных центров. Устраняются или ослабляются нарушения сенсорной интеграции.

2.  Работа со снарядами дает ребенку большой двигательный опыт в широком спектре действий (от разноплановой ходьбы до выполнения гимнастических упражнений), вследствие этого система кровообращения работает более эффективно. 

5. Использование мелодий и ритмов, соответствующих движениям ребенка во время практик и упражнений, увеличивает диапазон мышечных и дыхательных движений. Уделяется внимание дополнительному направлению - развитию звукопроизношения и речи. 

6. Все практики проходят в атмосфере эмоционального подъема и творческого настроя, что создает у детей мотивацию к занятиям и как следствие, повышается коррекционно-развивающий эффект. 

7. Намечены новые направления работы специалистов в команде психолог-дефектолог-логопед, инструктор по физической культуре.

Опыт работы по сенсо-моторной интеграции посредством использования сенсорно-динамической комнаты «Дом Совы» .docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».