02.01.2022
Играем в словесные игры
Уважаемые родители!
Эти словесные игры очень полезны в развитии словарного запаса ребенка, научат ребенка рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать его речь. Они не занимают много времени и специальной подготовки, в них можно играть в любой свободный момент в течение Вашего дня, главное желание.
Играть можно с детками, начиная с 4-х лет
Что это?
Мама называет прилагательное, а ребенок продолжает, называя существительные.
Например: «Белое», а малыш продолжает «Бумага, снег, мел, краска…». Потом играем наоборот. Называем предмет, и к нему подбирают прилагательные: «Дом, какой?» Большой, кирпичный, старый, прямоугольный…
На что похоже?
Научите ребенка фантазировать, что напоминает проплывающие по небу тучки? На что похож корешок тот или иной найденный камушек?
Сочини рассказ.
Взрослый называет 4-6 слов, из которых нужно составить маленький рассказ. Если ребенку трудно запомнить все слова, предложите ему картинки. Например: ласты, речка, солнце, лето, пляж. Постепенно усложняйте задание: заяц, машина, окно, дождь, дерево.
Ищем подробности.
Пополняем словарный запас у ребенка, описываем не только предмет, но и из чего он состоит. « Вот велосипед, а что у него есть?» - «Колеса, звонок, багажник, руль, сидение…» - «А что есть у дома?» - «Крыша, двери, окна, балкон…»
Словесная игра в антонимы.
Нужно назвать слова противоположные по значению. Например: «Мягкое – твердое, белое – черное, жидкое – твердое, темно – светло, низкое – высокое».
Словесная игра: «Назови свойства предмета»
Малыш должен ответить вам: «Что бывает круглым?» – «Мяч, колесо, яблоко, руль… - «А что больше яблоко или колесо?», «Что или кто бывает пушистым?» - «Цыпленок, котенок, снег, вата…»
Если вы попросили ребенка назвать высокие предметы, уточните у него кто из названных предметов выше других, а кто ниже. Так малыш учится сравнивать, обобщать и начинает понимать значение абстрактных слов «ширина», «длина», «высота» и др.
Продолжи рассказ.
Родители рассказывают занимательную историю и в какой-то момент останавливают рассказ, ребенок должен продолжить, вставив нужное слово по смыслу.
Описание предмета.
Ребенок должен как можно подробнее рассказать об объекте, употребляя неповторяющиеся слова, а родители должны помогать ему, задавая наводящие вопросы.
«Для чего он нужен? Какой он формы? Каким цветом? Из чего он сделан? И т. д.» Так вы побуждаете малыша, описывать разнообразные предметы, чем пополняете их словарный запас и развиваете связную речь.
Не повторяйся.
Взрослый говорит заведомо неправильное предложение со стилистической ошибкой, малыш должен его поправить. Например: «Мама посахарила сахаром чай».
Продолжи предложение.
Мама начинает предложение, а малыш заканчивает его:
- Толя катался с горки… (на санках, по снегу)
- Маше на день рождения подарили… (большую, красивую куклу)
- Мальчик обрадовался и … (весело рассмеялся)
- Коля поймал на речке… (большую рыбу)
Расскажи мне
Один из родителей смотрит вместе с малышом мультфильм и где-то посередине показа вдруг «вспоминает» о срочном деле и просит ребенка, потом рассказать ему, чем закончился мультфильм. Малыш, пересказывая окончание мультфильма, учится правильно связывать свою речь и развивает свой лексикон. Не забудьте сказать ему потом спасибо.
Кто последний.
Поочередно описываете, какой-нибудь предмет или кого-то, кто последний назвал слово с описанием этого предмета тому достается победа.
«Мячик, какой?» - «резиновый, круглый, яркий, прыгучий, маленький…»
«А какой у нас папа?»…
Если вы со своим ребенком будете играть в эти словесные игры, то это поможет быть ближе вам к вашему ребенку. Больше с ним общайтесь, развивайте у ребенка логическое мышление, расширяйте словарный запас и развивайте его разговорную речь.
Игры на активизацию словаря:
Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
«Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
Игра «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
«Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в
«кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
«Опиши предмет»
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.
Игры на речевые обобщения:
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые растут за окном или на поляне рядом с домом
Игры на развитие звукового анализа и синтеза:
Игра «Цепочка слов»
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова на звук, на который заканчивается предыдущее слово
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
«Придумай слово»
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
Игры на развитие грамматического строя речи:
Игра «Веселый счет»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
Игра «Подружи слова»
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,
Игра «Все сделал»
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
Игра « Ты идешь, и я иду»
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
«Один - много»
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
«Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
8.«Упрямые слова»
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
Игры на развитие связной речи:
Игра «Что на что похоже»
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!