Сенсоное развитие детей:

02.01.2022

Игры по сенсорному развитию с детьми раннего возраста (2-3года)

 

 «Укрась бабочку»

 На развитие умений группировать предметы по цвету и знаний о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький.
 Материалы: бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Взрослый показывает ребенку бабочек и говорит, что они прилетели к нему в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы их крылышки украсили и предлагает помочь бабочкам. Ребенком выбирает кружки разных цветов и украшает силуэт бабочки. В конце игры можно придумать интересную сказку или историю про разноцветных бабочек.

 

 

«Почини одежду зайчатам» 

На различение цвета и использование названия цветов в речи, умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник), на развитие мелкой моторику рук, цветового восприятия, внимания.

Материалы: Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
  Взрослый разыгрывает сценку перед малышом

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет:
-  Почему ты плачешь зайчиха?
-  Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
- Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем.

 И предлагает малышу подобрать заплатки и залатать дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
    Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (стол,диван,стульчик), на которых заранее разложены заплатки. Малыш подбирает заплатки нужной геометрической формы и цвета.
В конце игры Зайчиха благодарит малыша и маму за помощь

 

«Игра-шнуровка, пуговицы, бант» 

Направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Разыграйте перед малышом ситуации: «У куклы развязался бант» - надо помочь ей снова стать красивой, «У папы болит рука» – помоги зашнуровать ему ботинки, «У зайца, мишки расстегнулась пуговка» – помоги ему не потерять штанишки и другие

 


«Бусы» 

Направлена на укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалыпуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка

Мама предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус. Во время этой игры взрослый находится рядом с малышом, во избежание заглатывания им мелких предметов!!!

 

 

 

«Разложи фигуры по местам!»

На знакомство с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

  Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предлагается ребенку разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Пусть малыш  берет по одной фигурке и по очереди находит место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет

«Волшебный мешочек»

На развитие умений определять название, запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать ребенку глазки и спросить: «Что это?», — держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или покормите фруком, который он угадал

 

 

 

 

«Собери игрушку»

На развитие умений дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Попросите ребенка самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть малыш вставляет вырезанные кусочки в отверстия.

 

«Закрой окошки»

На развитие умений соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Покажите малышу домики, скажите, что пошел дождик или подул сильный ветер и что бы жители в доме не замерзли предложите ему  закрыть окошки в домиках фигурками.

 

 

«Оденемся на прогулку»

На развитие умений подбирать парные предметы одного цвета.

Материал: 2 пары носочки разных цветов.

  Перед прогулкой мама дает малышу носочки разных цветов из разных пар и предлагает ему выбрать носочки, которые он хочет надеть. Так можно предлагать малышу варежки, туфли, ботинки и другие предметы, пока он не научится подбирать им пары

 

«Подбери крышку к коробочке»

На развитие умений подбирать предметы по форме и величине

Материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

В эту игру можно играть на кухне, создав ситуацию уборки. Разложите перед ребенком баночки разного размера, формы и отдельно крышки и попросите малыша быть вашим помощником. Пусть он попробует подобрать к каждой банчке или коробке нужную крышку.  Позвольте ему пробовать, экспериментировать, если возникнут трудности, можно давать   небольшие подсказки, например, сориентировав его по цвету или узору, или форме.   

 «Ленточки для кукол»

На развитие умений фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы или другие игрушки (можно мягкие, которым можно привязать банты – зайцы с ушами, собачки, мышки и другие)

Взрослый рассказывает малышу историю про то, что у игрушек сегодня праздник и их нужно нарядить: большой кукле или игрушке – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (цвет ленты подбирается под цвет игрушки) Взрослый сначала показывает малышу, а потом предлагает сделать это ему самому.

 

«Привяжем к шарику ниточку»

На развитие умений подбирать предметы по цвету

Материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов, можно использовать настоящие воздушные шарики и ниточки к ним такого же цвета.

Взрослый предлагает ребенку украсить его комнату шариками и подобрать к ним ниточки такого же цвета

«Веселый грузовик»

На формирование представлений о форме, величине предметов.

Материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Этот игровой прием можно использовать во время уборки детских игрушек. Взрослый привозит грузовик и говорит:  «Я- веселый грузовик, приехал на помощь (имя ребенка), но сначала я увезу все круглые предметы (ребенок собирает в кузов круглые предметы, сначала при помощи взрослого, далее сам) потом квадратные, потом прямоугольные…» Так же можно увозить предметы по величине или по цвету

Игры с бельевыми прищепками

На развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста, на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений. Они стимулируют речевую активность детей.

Взрослый загадывает загадку
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
Ребенок: Это рыбка.

Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка.

Взрослый и ребенок рассматривают рыбку на картинке: где у рыбки глазик? где у нее ротик? где у нее хвостик и плавники?
 Взрослый дает малышу заготовку рыбки из картона определённого цвета без плавников и хвоста

-  А теперь давай сами сделаем рыбок
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Дальше аналогично с другими фигурками
Взрослый:

На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок — ни головы, ни ног. (рассматривают картинку ежика и подбирают ему прищепки-колючки такого цвета, как фигурка)
  Так же из прищепок можно сделать солнышко, человечка, елочку и другие предметы

Сенсорные игры для детей 3-4 года

02.01.2022

Уважаемые родители!

Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление, воображение и дальнейшая готовность к школе.

Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а лужи на глубину

Поэтому предлагаем Вам направить энергию и жажду познания ребенка в мирное русло – играйте в сенсорные игры!Хочу такой сайт

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3.  Красочные фантазии

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

 

4.  Большой/маленький

Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

 

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка. Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

 

 

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

 

9. Какое на ощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса (очень острожно)

 

10. Чудесный мешочек

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка. Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

 

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

https://domashniy.ru/semya_i_dety/13_sensornyh_igr_dlya_razvitiya_detej/

14. Найди кубик

 Эта игра поможет   развить слуховое восприятие сенсорных представлений (различение цвета). Вам потребуются кубики разных цветов.

Разложите кубики в доступные ребенку места (на стол, на диван, на тумбочку и т.д.), предложите построить башенку. Обнаружив, что кубиков нет на месте, удивитесь и попросите найти их. Комментируйте действия: «Какой ты молодец, нашел на столе красный кубик». Обязательно обращайте внимание на цвет найденного кубика и называйте место, где он лежал. Аналогичные действия проведите с другими кубиками.

 

15. Уборка

На развитие мелкой моторики, навыков классифицирование предметов по цвету можно поиграть в эту игру. Вам потребуется корзина или ведерко, предметы разного цвета.

Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в ведерко все предметы желтого (красного, синего) цвета. Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши, другие безопасные вещи. Отыскивая предметы, каждый раз называйте цвет: «Это желтый карандаш». Затем подберите вещь другого цвета и продолжайте искать предметы аналогичного цвета.

 

16. Разберемся

Эта игра направлена на развитие умения у ребенка различать разные формы.  

Вам потребуется три вырезанных из картона круга, три квадрата. Перемешайте круги и квадраты. Попросите ребенка помочь вам отобрать все круги. После чего раскрасьте их одним цветом. Для раскрашивания квадратов используйте карандаши другого цвета.

 

17. Парочки

Эта игра направлена на развитие слуховой, ассоциативной памяти.

Предложите запомнить пару слов, затем назовите ребенку первое слово, давая инструкцию вспомнить к нему второе слов.

Предлагаемые пары слов:

1.Облако – дождь

Платье – пуговицы

Небо – звезда

Река – лодка

Глаза – очки

Ягода – варенье

Клей – бумага

2. Облако – …

Платье – …

Небо – …

Река – …

Глаза – …

Ягода – …

Клей – …

18. Лабиринт для пальчика

  Игры с пальчиками отлично развивают мелкую моторику у малышей.

Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку и домик. Попросите ребенка добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп  

 

Играйте с удовольствием! Веселых вам игр!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».