Путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов

25.12.2021

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам и Вашим детям отправится в интересное и познавательное путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов!

 

Увлекая ребенка в это путешествие, Вы дадите ему новые знания истории русского народа, благодаря которым:

пополнятся словарный запас ребенка

 формируется логическое мышление (отгадывание загадок, ответы на вопросы)

 развивается речь (проговаривание новых слов и ответы на вопросы, чтение и разучивание стихотворений, составление небольших рассказов)

 концентрируется внимание (внимательное рассматривание картинок и сопоставление с описанием инструмента; внимательное слушание загадки)

 развивается и улучшается память (запоминание описания инструмента, из чего он состоит, его назначение; запоминание стихов)

воспитывается уважение к традициям русского народа, родной страны

 

 Балалайка

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать,
И по-русски приседать.

                                   (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке?

(У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет предназначен для того, чтобы играть музыку).

  

К какому виду инструментов относится балалайка? К струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (У нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балалайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? (Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке)

О балалайке есть еще одна загадка:

«Из дерева вырубается, а в руках плачет». О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие инструменты.)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит»?

А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

   

 Домра

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка,
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

                                     (домра)

Что это за музыкальный инструмент?

Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

 

 К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмен



Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи.

Некоторые ученые считают, что очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей). Называлась она «домришка»  до самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их.

А вот какие родственники есть у русской домры? У грузин– чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар.

Чем домра похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус  у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый, как половина шара).

 

 Гусли 

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент

  

 

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми».Хочу такой сайт

Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше давным – давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми». 

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола). Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Колокола

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

  

Колокол – какой музыкальный инструмент? Струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный Загадайте загадки:

звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык, как и у нас во рту. Этот язык металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем  можно заменить колокола? 

Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон.  Вот как выглядят оркестровые колокола.

 

 

Гармонь

«То толстеет, то худеет,

на весь дом голосит».

Что это? (Гармонь)

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.


 

Вспомните с ребенком песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, день рождения только раз в году». На каком инструменте играл крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
                                               (Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
                                            (Гармонь)

Как называют гармонь в этой загадке? Русская, звонкая, нарядная, двухрядная. Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы ее назвали? (Однорядная)

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический», в нем работает невидимка-воздух.


Свирель

А на ней пастух играет,
И овечек собирает,
Фью-фью-фью, фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху.

                                    (Свирель)


 

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопелкой»

 

Рожок

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.


 

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же, ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры.

В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. И свирель – это духовой инструмент.

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в  Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные наигрыши можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? Напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи, а это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».