Методика раннего развития Монтессори в детском саду и дома

28.02.2021

Всем знакома методика Монтессори созданная и предложенная итальянским врачом, а позднее философом Марией Монтессори, жившей в первой половине ушедшего века. Поначалу она была применима для раннего и быстрого развития детей. Со временем метод Монтессори перешёл в педагогическую систему, основанный на идеях свободного воспитания. Важное место в этом процессе уделено развитию органов чувств, при помощи дидактических занятий.

Данный метод оказался очень эффективным.

    Доказано это было во время проверки знаний, которая показала, что дети, занимающиеся по индивидуальному методу Монтессори, превосходят своих ровесников по навыкам письма, счёта и чтения. Результатом проверки стала постановка вопроса о неэффективности традиционного метода обучения здоровых детей.  Позднее к этому методу были приобщены дети с особенностями развития, называемые сейчас инвалидами или детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

 

В чём состоит методика Монтессори?

  Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит «Помоги мне это сделать самому». Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: «выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого» иными словами развитие самостоятельности.

    Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют. От 8-ми месяцев до полутора – двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.

            Главная мысль методики Монтессори – замечательный пример из практической педагогики в реализации идей в свободном воспитании детей с самого раннего возраста, способствующего самостоятельному их развитию.

Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори

Основные материалы необходимые для организации обучения находятся в окружающей нас среде.

М. Монтессори рекомендовала использовать естественные повседневные предметы, такие как:

·                    фрукты для счёта,

·                    глину, солёное тесто и пластилин для лепки.

    Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются: любознательность, стремление познавать окружающий мир, свободомыслие, независимость.

       Именно эти качества позволяют им найти своё место в социуме, оставаясь индивидуальными. Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии «…путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств».

Пять принципов, предложенных М. Монтессори

Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.

Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора. Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;

Самостоятельность принятия решений ребёнком;

Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Реклама 1Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности

           

          Плюсы и минусы

            При всей эффективности и положительности рассматриваемые методики невозможно обойти вниманием её отрицательные моменты.

1.      Практически не уделяется внимание развитию творческих способностей, то есть творческому креативному мышлению;

2.      Не учитывает сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению детьми социальных ролей. По этой причине могут возникать сложности в межличностных и семейных отношениях, поскольку не всех обучают по методике Монтессори.

3.      Система Марии Монтессори подходит только умеренно спокойным детям. Если ребёнок гиперактивный или склонен к аутизму, а также имеет чётко выраженные творческие способности наклонности., то применение системы Монтессори может нанести психологическую травму или стать основой психического отклонения.

            К плюсам этой системы можно отнести:

1.      Её можно преподавать в разных культурах, по скольку её основная опора – базовые потребности любого ребёнка.

2.      Дети, прошедшие обучение, хотя бы по одной ступени Монтессори, становятся студентами и учениками самых престижных учебных заведений.

            Игрушки по методу Монтессори своими руками в детском саду и дома

            Известный итальянский педагог Мария Монтессори разработала уникальную систему работы с детьми с целью максимального развития их способностей. Обучение по этой методике происходит во время игры. Но самое ценное, что можно изготовить игровые пособия Монтессори своими руками. Перед Вами продолжение идей для практических занятий дома по методу Монтессори.

Из раздела «практическая жизнь» (для приобретения простейших бытовых навыков)

1.Учимся пользоваться отверткойХочу такой сайт

Описание — покажите малышу, как можно закручивать шурупы при помощи специальной отвертки. Необходимые материалы: доска МДФ, шурупы, отвертка. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.

2.Учимся заплетать косичку

Описание — покажите малышу, как можно плести косичку из веревки. Необходимые материалы: Доска МДФ с просверленными отверстием, кусочек картона, веревка. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.

3.Учимся стричь ногти при помощи ногтегрызки

Описание — покажите малышу на примере рук, сделанных из картона, как нужно стричь ногти при помощи ногтегрызки. Необходимые материалы: 2 руки, нарисованные и сделанные из картона, ногтегрызка. Что это дает? Тренировка концентрации

4.Учимся наливать воду при помощи воронки

Описание — покажите малышу, как можно при помощи воронки наливать воду в узкое горлышко банок и не разливать. Необходимые материалы: воронка, стеклянные банки, губка, чтобы стирать разливы. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев                                               

5.Учимся зачерпывать половником

Описание — покажите малышу, как можно при помощи половника зачерпывать нут (или аналогичные бобовые) и переносить в пустую тару. Необходимые материалы: 2 тары, половник, нут или аналогичные бобовые (через какое-то время, когда малыш научится аккуратно переносить крупные бобовые из одной тары в другую, можно их заменить на более мелкие бобовые, как например, чечевица или крупы – гречка, рис, ”наивысший пилотаж» научить малыша аккуратно переносить манку, кукурузу или аналогичные сыпучие крупы и не просыпать:)). Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.                                             

6. Играем в шнуровки

Описание — покажите малышу, как можно просовывать веревку через отверстия в фигурках животных. Необходимые материалы: шнуровки с животными. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Подготовка к шитью реальной иглой. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.

7.Учимся наливать в узкое горлышко при помощи воронки

Описание — покажите малышу, как можно наливать в бутылочки с узким горлышком при помощи воронки. Необходимые материалы: воронка, емкость с водой, бутылки с узким горлышком, губка Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

 8. Играем на бутылках

Описание — возьмите несколько бутылок и налейте в них разное количество воды, а теперь предложите малышу постучать по ним с помощью ложки. Необходимые материалы: бутылки, ложка. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 8 месяцев. Кроме того, как вариант можно взять разные бутылки по объему, банки, склянки, в общем, все что может громко звучать, если бить по нему, и устроить музыкальный концерт дома. 

9. Играем венчиком                             

Описание — налейте в миску немного мыльной воды и покажите малышу, как можно весело взболтать ее венчиком. Необходимые материалы: венчик, большая миска, кувшин, губка или полотенце, чтобы быстро убрать разливы, мыльная вода. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года                                                           

10. Учимся пользоваться китайскими палочками

Описание — покажите малышу, как можно взять мягкий помпончик китайскими палочками и перенести его из одной миски в другую. Необходимые материалы: две миски, китайские палочки для еды и несколько разноцветных помпонов. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев. 

11. Играем в рамки-вкладыши (знакомимся с понятием целого и части)

Описание — покажите малышу, как можно собирать такие пазлы. Главное, обратить внимание малыша на различные геометрические формы такого пазла, их цвета, кроме того, малыш должен понять, что одна и та же фигура может состоять из нескольких частей. Необходимые материалы: пазлы ( У меня Plantoys). Что это дает? Тренировка пальцев рук и глаз, координация движений, ловкость пальцев рук. Умение распознавать различные формы и объекты. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

12. Учимся забивать гвозди

Описание — покажите малышу, как можно прибивать деревянные формы гвоздями. Необходимые материалы: набор строителя. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.

13. Учимся переносить мелкие предметы с помощью зажима

Описание — покажите малышу, как можно с помощью зажима брать стекляные пуговицы и раскладывать их по маленьким ячейкам. Необходимые материалы: стеклянные бусы или другие мелкие предметы, зажим, лоток с небольшими отверстиями (я взяла у мужа из-под каких-то инструментов). Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.

 

14. Учимся открывать и закрывать замки

Описание — покажите малышу, как можно открывать и закрывать замки. Необходимые материалы: замки разного размера с ключами. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.

15.Тренируемся просовывать разноцветные палочки через небольшое отверстие в банке

Описание — покажите малышу, как можно просовывать палочки через небольшое отверстие в крышке банки. Необходимые материалы: разноцветные палочки и банка с небольшое отверстием. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года. Примечание – есть и другие варианты этой полезной игры, можно предложить малышу просовывать маленькие счетные палочки в горлышко пластиковой бутылки, грецкие орехи или шарики от настольного тенниса в большую 5-литровую бутылку, можно также сделать в банке прямоугольное отверстие и засовывать в него разноцветные пуговицы. В общем, вариантов масса, все зависит от Вашей фантазии.

16. Тренируемся засовывать монеты в копилку

 Описание — покажите малышу, как можно опускать монеты через отверстие в копилке, обращайте внимание, что Вы берете монету двумя пальцами, а не всей рукой. Необходимые материалы: монеты и копилка (желательно,чтобы копилку было не просто разбить. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года.

17.Тренируемся сортировать бусинки по цвету

 Описание — покажите малышу, как можно брать зажимом разноцветные бусинки и раскладывать их по цвету в отдельные контейнеры. Необходимые материалы: лоток (у меня из-под акварельных красок), разноцветные бусинки и зажим. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев. 

Источник: https://steshka.ru/montessori-igry

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».