Методические рекомендации "Организация жизни аутичного ребенка"

25.10.2024

Организация жизни аутичного ребенка

Организация времени

Режим дня ребенка

Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка с расстройством аутистического (РАС) создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение – это необходимое условие развития.

Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. При этом важно помнить, что режим дня непостоянен, он может меняться по мере развития и взросления ребенка. Режим дня ребенка обычно складывается естественным путем. Но для аутичного ребенка требуется специальное работа по организации режима: ведь он может не выражать активно свои физиологические потребности. Кроме того, не происходит спонтанного усвоения социального смысла происходящего, ребенок не понимает почему повторяются те или иные действия. Его поведение в быту – часто лишь пассивное подчинение предложениям и требованиям взрослого.

Предлагаем следующие рекомендации по организации режима дня:

1.      Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня

Постоянно объясняйте ребенку, что происходит заряжая его при этом своим восприятием, - сейчас вы «окошко», через которое ребенок выглядывает в окружающий мир. Комментарий при этом, как правило, не содержит ничего особенного – самые простые, обычные слова, движения и действия лучше всего передадут ваши чувства. Оставайтесь естественны. При этом не забывайте: всё что для вас само собой разумеется, что обычный ребенок усваивает спонтанно, для аутичного ребенка трудно и требует специальной работы. Выполнение этой рекомендации поможет ребенку осмыслить происходящее, понять, почему всё происходит так, а не иначе. Это позволяет избежать механического повторения действий, а также помогает ребенку чувствовать себя более комфортно в рамках повседневной жизни.

2.      Работа по запоминанию последовательности событий, которая происходит в течение дня, а также порядка действий в той или иной ситуации

Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. В запоминании последовательности событий дня вам поможет самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня вашего ребенка.

3.      Удовольствия от событий дня

Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие. Для этого, например, во время купания поиграйте в «фонтанчик», «брызги», а укладывая ребенка спать спойте песенку, расскажите сказку или стихотворение. Никто лучше близких ребенка не знает, что доставляет ему удовольствие.

4.      Вещественные ориентиры

Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного события, помогающие ему быстрее переключиться: так перед едой можно звонить в колокольчик; перед купанием достаньте плавающую игрушку.

5.      Новые детали в привычных действиях

Вводите новые детали в привычное действие, отступайте иногда от привычного режима, например, вместо обеда дома отправьтесь в ближайшее кафе.

Формирование временных представлений

Время – абстрактная категория

Осмысление его течения не просто даже взрослому. Категория времени особенно трудно досупна аутичным детям вследствие особенностей психического развития они живут исключительно настоящим – здесь и сейчас. Воспоминания у аутичного ребенка неосознанны и избирательны, а будущее полно неизвестностей. Своеобразие восприятия времени проявляется, например, в том, что такие дети оказываются не в состоянии ждать. Однако для жизни необходимо помнить события прошлого, планировать будущее. Поэтому обязательно формирование элементарных представлений о времени. Это следует делать постепенно, начиная с малого. Предлагаем примерный алгоритм:

- знакомство с часами

Покажите ребенку разные виды часов, заведите вместе будильник. При этом не стремитесь объяснить, что такое секунды, минуты и часы, главное, чтобы сам предмет стал для ребенка вещественным олицетворением времени.

- усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь»

Утром составьте с ребенком своеобразный план на предстоящий день. То есть, четко проговорите все планируемые события дня, а вечером, перед сном вспомните по порядку всё, что произошло за день. При этом обязательно используйте такие временные категории, как «утро», «день», «вечер», «ночь». Используйте эти понятия в течения дня.

Самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня ребенка, станет наглядным представлением о разных частях суток. При этом можно использовать схему в виде круга.Хочу такой сайт

Давайте ребенку словесные ориентиры частей суток, близкие по его опыту: утро – это «когда ты проснешься», день – «когда ты играешь и гуляешь в детском саду», вечер – «когда мы идем домой, когда на улице темнеет», ночь – «когда мы ложимся спать».

- усвоение понятий «сегодня», «вчера» и «завтра»

Попробуйте вместе с ребенком вспомнить, что интересного произошло вчера. Это особенно эффективно, если произошло что-либо необычное. Придумывайте вместе что-нибудь новое на завтра. Используйте слова «сегодня», «вчера», «завтра», но при этом объясняйте их смысл в доступной форме: «Вот стемнеет, ты ляжешь спать. А когда проснешься – наступит завтра».

- усвоение понятия «неделя», дни недели

В своем эмоциональном комментарии не забывайте обозначать дни недели – например, «сегодня вторник», - не требуя при этом от ребенка повторения.

- месяцы

В разговорах с ребенком называйте, какой сейчас месяц, но не требуйте заучивания названий месяцев. Сделайте самодельный календарь – перекидной или раскладушку. Для этого, начиная с января, в начале каждого месяца рисуйте соответствующую картинку и подписывайте её. Можно наклеить туда фотографии ребенка. Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символизирующие конкретные месяцы. Так, символом января может стать еловая веточка, мая – цветущий ландыш, а сентября – грибочек.

- временя года

Наблюдайте вместе с ребенком за сезонными изменениями в природе, обсуждайте наблюдения. Зарисовывайте наблюдения, полученные на прогулке. Изготавливайте поделки из природных материалов. Читайте рассказы и стихотворения о временах года. Для наглядности можно изготовить большой картонный круг – символ «круглого года»: поделите его на четыре части (сезоны), в каждой доле нарисуйте или наклейте картинки-символы времен года. Можно использовать фотографии ребенка (летом на даче, в осеннем парке, зимой на празднике елки). Повести круг на видном месте в комнате ребенка и время от времени возвращайтесь к работе с ним. Готовьтесь к сезонным праздникам (Новый год, 8 марта и др.), а также дням рождениям ребенка, близких и других родственников.

Дайте ребенку словесные ориентиры: осень – «листопад», «дождь», зима – «холод», «снег», «праздник елки».

Знакомя ребенка с понятием времени, мы используем такие приемы как:

-  наблюдение;

- беседа;

- рисование и поделки;

- изготовление самодельных книжек;

- введение словесных и вещественных ориентиров;

- чтение книжек с картинками по данной теме.

При этом временной промежуток постепенно увеличивается: по началу мы обсуждаем события одного дня, затем вспоминаем, что было вчера, планируем, что будем делать завтра.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.10.2024

Дата обновления: 25.10.2024

Дата публикации: 25.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».