ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида» является нормативным документом, регламентирующий реализацию образовательных областей через детские виды деятельности и представляет сетку основной образовательной деятельности. Ни ФГОС ДО, ни ФОП ДО не требуют наличия учебного плана и календарного учебного графика в ОП ДО. В детском саду нет учебной деятельности, поэтому не надо разрабатывать и включать в ОП ДО эти документы. Это подтверждают и методические рекомендации по реализации ФОП ДО (п. 5 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-350). Роль учебного плана в ОП ДО выполняет примерная сетка образовательной нагрузки. Нормативной базой для составления учебного плана учреждения являются документы: Федерального уровня: Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373; - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2; - Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28. Локальные акты Учреждения: - Устав МБДОУ №1 «Солнышко»; - Образовательная программа МБДОУ №1 «Солнышко»; - Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития МБДОУ №1 «Солнышко»; - Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра МБДОУ №1 «Солнышко»; - Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью МБДОУ №1 «Солнышко». МБДОУ «Детский сад № 1 «Солнышко» комбинированного вида» функционирует в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду 10,5 часов с 07.15 – 17.45. В 2024-2025 учебном году в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1 «Солнышко» комбинированного вида» функционируют 8 групп, укомплектованных из расчета площади групповой (игровой) для детей дошкольного возраста не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, для детей раннего возраста не менее 2,5 метров квадратных на одного ребенка: • 6 групп общеразвивающей направленности: - 2 группы раннего возраста возрастом с 1-года до 3х лет; - 1 младшая группа возрастом с 3-х до 4-х лет; - 1 средняя группа возрастом с 4-х до 5-и лет; - 1 старшая группа возрастом с 5-и до 6-и лет; - 1 подготовительная группа возрастом с 6-и до 7-и лет. • 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, РАС, УО. - 2 группы дошкольного возраста возрастом с 5-х до 7- 8 лет. Структура учебного плана: Обязательная часть учебного плана – составляет не менеее 60%, реализация данной части происходит через образовательные области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и реализуется через ряд видов деятельности детей. Часть, формируемая участниками образовательных отношений учитывает интересы и особенности воспитанников, запросы родителей (законных представителей) – составляет не более 40%. Обязательная часть учебного плана соответствует ФГОС дошкольного образования, ФОП ДО (группы общеразвивающей направленности), ФАОП ДО (группы компенсирующей направленности) предполагает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Конкретное содержание образовательных областей (направления развития) зависит от возраста детей и реализуется в рамках организованной образовательной деятельности и интегрируется в режимные моменты. Часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативную часть): - парциальная образовательная программа «Детство с родным городом». (разработана педагогическим коллективом МБДОУ № 1 «Солнышко» на основе методического комплекта программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева). В ходе реализации учебного плана педагогу предоставляется возможность варьировать время, место образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрировать образовательные области, их содержание и виды детской деятельности с учетом поставленных целей и задач. Реализация учебного плана происходит в тесном взаимодействии всего педагогического коллектива детского сада. В ходе данного взаимодействия воспитатели и специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель – логопед, учитель - дефектолог) осуществляют наблюдение, планирование, обсуждение достижений, успехов и проблем отдельных детей, групп и намечают пути дальнейшей работы. В период с 23 по 31 декабря 2024г., со 2 июня по 29 августа (летняя оздоровительная кампания) реализуется образовательная деятельность по физическому и художественноэстетическому направлению. Совместная деятельность взрослого и ребенка, а также самостоятельная деятельность позволяют обеспечить индивидуальный образовательный «маршрут» каждого ребёнка, осуществлять дифференцированный подход к детям, избегать нагрузки, а также способствует самоутверждению, всестороннему творческому развитию личности детей с учетом их интересов, потребностей. Необходимыми требованиями учебного плана являются: соблюдение минимального количества видов деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено основной частью учебного плана и предельно допустимой нагрузки; реализация физического и художественно-эстетического направлений должна занимать не менее 50% образовательной деятельности; объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; начало занятий не ранее 8-00, окончание занятий – не позднее 17-00; для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин.; продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут; продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста от 1,5 до 3 лет не более 20 минут, от 3 до 4 лет – не более 30 минут, от 4 до 5 лет – не более 40 минут, от 5 до 6 лет – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, от 6 до 7 лет – 90 минут; при организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут; образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия; после окончания всех занятий в музыкальном или спортивном зале проводится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств; НОД по двигательной деятельности детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Для детей 5 - 7 лет 1 раз в неделю возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветряные и морозные дни занятия физической культурой переносятся в физкультурный зал. СЕТКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП на 2024-2025 г. ГРУППА РАННЕГО ОО ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬ НОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ВОЗРАСТА №1 1-2 ГОЛА ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА №2 2-3 ГОДА МЛАДШАЯ ГРУППА№6 3-4 ГОДА СРЕДНЯЯ ГРУППА № 4 4-5 ЛЕТ СТАРШАЯ ГРУППА №5 5-6 ЛЕТ ПОДГОТОВИТЕЛ ЬНАЯ ГРУППА №3 6-7 ЛЕТ Коррекционные группы СТАРШАЯ ГРУППА №7 5-6 ЛЕТ ПОДГОТОВИТ. ГРУППА №8 6-7 ЛЕТ КОЛИЧЕСТВО ООД НЕД ГОД НЕД ГОД НЕД ГОД НЕД ГОД НЕД ГОД НЕД ГОД НЕД ГОД НЕД ГОД Коммуникативная Познавательн о исследовательс кая Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Основная часть реализации плана Сенсорное развитие 1 36 1 36 - - - - - - - - - - - - РЭМП - - - - 0,5 18 0,5 18 1 36 2 72 1 36 2 72 1 36 1 36 - - - - - - - - - - - - 1 18 1 18 1 18 1 18 1 36 1 36 Ознакомление с окружающим миром (ознакомление с природой, предметными социальным миром, безопасное поведение) Ознакомление с окружающим миром (социальным миром, основами безопасного поведения) Развитие речи Подготовка к обучению грамоте 2 72 2 72 1,5 36 1,5 36 2 54 3 90 2 72 3 108 - - - - 0,5 36 0,5 18 2 72 1 36 1,5 54 2 72 - - - - - - - - 0,5 18 1 36 1 36 1 36 Музыка льная Изобразительная Лепка Лепка + речевое развитие Двигательна я Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы Рисование Рисование + речевое развитие 1 36 1 36 0,5 18 0.5 18 0,5 18 1 36 1 36 1 36 1 54 1 36 3 108 3 108 - - - - 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 1 0,5 3 18 0,5 18 108 3,5 126 0,5 18 0,5 18 36 2 72 2 72 1 36 1 36 Аппликация - - - - 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 Конструирование 1 36 1 36 0,5 18 0,5 18 1 36 1 36 1 36 0,5 18 Музыкальная деятельность 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 5 180 5 180 4,5 162 4,5 162 5 180 5 180 6 216 5.5 198 2 72 2 72 3 108 3 108 3 108 3 108 3 108 3 108 2 10 72 360 2 10 72 360 3 10 108 360 3 10 108 360 3 13 108 468 3 14 108 504 3 14 108 504 3 15 108 540 1 36 - - - - 15 540 Физическая культура Всего: Познавате льное развитие Часть плана, формируемая участниками образовательных отношений «Детство с родным городом» Всего: - - - - - - - - - - Образовательная № область/ п/п содержательный блок Социально-коммуникативное развитие Познавательное 2 развитие Формирование первичных представлений об окружающем мире Формирование элементарных математических представлений Речевое 3 развитие Формирование импрессивной и экспрессивной речи Формирование предпосылок обучения чтению и письму Художественно-эстетическое развитие Художественно-творческое развитие (рисование/лепка/ /аппликация/ ручной труд /конструирование) Музыкальное 4 развитие Физическое развитие Физическое 5 развитие ВСЕГО: Коррекционно-развивающая область Коррекционно-игровое занятие психолога ВСЕГО: Количество занятий в неделю в месяц в год (36 недель) Ежедневно в ходе режимных моментов, занятий, совместной деятельности взрослого и ребёнка, самостоятельной детской деятельности 3 12 108 1 4 36 2 8 72 3 1 12 4 108 36 2 8 72 4 16 144 2 8 72 2 8 72 2 2 12 8 8 48 72 72 432 3 12 108 3 12 108 15 60 540